Благовещенский
погост
Деревня Тимошкино - дачная деревня. Зимой все пустеет, топится 2-3 дома. В одном из них - местные, в остальных - кто-нибудь из пенсионеров-москвичей, решившихся на зимний подвиг.
Сегодня здесь именно такая картина, но в XVI – XVII было все иначе…

Так выглядит храм сегодня
Трудно даже представить, что когда-то в этих местах бурлила жизнь, и что полузаброшенное село Тимошкино раньше считалось престижным местом для жизни и называлось Благовещенский погост.
Сегодня о былом величии напоминают лишь развалины старого храма.Село Тимошкино образовалось намного позднее , уже вблизи храма Благовещения, и история его очень интересная….
Словом "погост" изначально назывался постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы.
Потом этим словом стали называться административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры.
В XV – XVI вв. название "погост" вбирало в себя маленькое поселение, церковь и кладбище. В этом случае название погоста могло происходить и от Церкви, и от селения.
В наше время погостом называют сельское кладбище, но тогда погост остается без названия.

Дело в том, что при Иване III всего в нескольких верстах отсюда проходил оживленный Стромынский тракт, по которому в Москву из Суздальского и Юрьевского ополья возили хлеба. Эти земли царь распорядился отдать старинному роду бояр Нагих, и именно здесь располагалась их главная вотчина. А потому в 1501 году Нагие возвели здесь большой Благовещенский собор, где впоследствии, в усыпальнице храма, они и были похоронены.
История земли "Тимошкинской"

В древности здесь пролегала большая дорога из Костромы в Москву, называвшаяся "Стромынским трактом", вероятно, уже с XIII века здесь стали проезжать первые подводы. Этим трактом купцы везли через Киржач в Москву разные товары, но главным из них был хлеб. И Суздаль, и Юрьев-Польской всегда славились своими плодородными землями. Пшеница и рожь здесь родились отменными, а в Москве был всегда большой спрос на зерно. Речушка, протекавшая в этих местах, называлась Шорнога, название это сохранилось и сегодня, правда, называют ее в наши дни несколько короче – Шорна.
Сам тракт не проходил через Тимошкино, как видно по карте, но он был достаточно близко, 3-4 км (20-30 минут езды на подводе).
Москва росла и, объединяя города вокруг себя, постепенно становилась центром. C конца XV века живущий в Москве Иван III уже называется Великим князем всея Руси. Близость Москвы много значила, ведь там уже решались почти все вопросы, а тракт давал возможность добираться до Благовещенского погостадостаточно легко и безопасно. Из Москвы при желании можно было добраться за день, или, если не торопиться, всего с одной ночевкой.
Такое расположение могло делать Тимошкино достаточно привлекательным.
Здесь была вотчина князей Нагих.
Их фамилия делает Благовещенский Погост особо интересным. Кто же такие эти Нагие? И чем они интересны? Одна из представителей этого рода стала царицей, последней женой Иоанна Грозного.
Выписка из Википедии: "Родословные книги гласят, что род Нагих происходит от Ольгерда Преги, который выехал в Россию из Дании в 1294 году, поступил на службу к великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому, принял православие под именем Димитрия и женился на родной сестре великого князя — княжне Ярославе Ярославне" (племяннице Александра Невского). Интересна среда, в которую попал новокрещеный датчанин - Михаил Тверской и его жена, прославленные впоследствии в лике святых Православной Церкви. "Уже праправнук вышеупомянутого Димитрия Семен Григорьевич получил прозвание «Нога» (Нага). Он выехал в 1495 году из Твери в Москву (Иоанн III в этом году покорил Тверь) и был боярином у Великого князя Ивана III. От него, по родословному преданию, пошли Нагие. Его сын Иван был боярином."
Можно предположить, что в это время, состоя на службе у Великого князя московского, Нагие и получают земли по реке Шорноге с поселениями как поместье.

Поместье – это плата за службу, жалование. Помещик пользуется поместьем и получает доход с него пока он на государевой службе, с прекращением службы поместье отбирается. Вотчинник же хозяин, землю и поселения он может продать, или передать по наследству. Внук Семена "Ноги" упоминается как помещик, но похоронен он уже в Благовещенской Церкви. Там есть надгробная плита и дата смерти 7047 (1539) год. Уже впоследствии земли Благовещенского погоста стали вотчиной, так как были пожертвованы на помин души Троице-Сергиевой лавре (сделать это мог только вотчинник) и стали их монастырскими вотчинами. Есть упоминание, что дарственная грамота не сохранилась, но род Нагих с начала XVII века уже погребен у Троицы.
Михаил Иоаннович, брат Иоанна, погребенного на погосте, и другой внук Семена "Ноги" был ловчим московского пути.
Московский путь- это ведомство придворной охоты, занималось оно поисками охотничьих угодий вблизи столицы, ну и, конечно, всей организацией царского развлечения.
Ловчий пути - старший начальник и смотритель в псовой охоте, на нем было все, включая хозяйство.
Ловчие могли всюду разъезжать, кормиться на счет местных жителей и даже требовать их участия в охоте. Должность ловчего конечно небольшая, но близость к царю во время охоты и отдыха могла очень быстро изменить положение.
Сын Михаила и один из правнуков "Ноги" Федор Михайлович по прозвищу Немой– начал ловчим и достиг звания окольничего. Это второй думный чин после боярина, соответственно чиновник второго ряда.
В 1550 году Евдокия Александровна Нагая, племянница Феодора Немого выходит замуж за Владимира Старицкого (это внук Великого князя Московского Ивана III, двоюродный брат царя Ивана IV Грозного. Племянница Евдокии Нагой, внучка Феодора Немого, Мария попадается на глаза Иоанну Грозному и производит на него впечатление. Грозному шел 51 год, и он был уже шесть раз женат. Мария Федоровна Нагая стала седьмой женой Иоанна IV, ей было не больше 25 лет. Через два года у них родился сын – царевич Димитрий. Уже после смерти своего отца-тирана в 9-летнем возрасте царевич был убит в г. Угличе и стал святым страстотерпцем Православной Церкви. После смерти Иоанна Грозного Нагие попали в опалу. Мария Федоровна в 1591 году была насильно пострижена в иночество с именем Марфа.

По неизвестной причине в 1605 году она признала за своего сына самозванца Лжедмитрия (возможно, ее запугали). Скончалась она в 1608?, 1610?, 1612? (называют разные даты) году и была погребена в Вознесенской обители в Москве в усыпальнице великих княгинь и цариц.

Точная дата постройки Благовещенской церкви на погосте неизвестна. Никаких архивных записей не сохранилось. В Историко-статистическом описании приходов Владимирской епархии называется предположительная дата - 1501 год, но не все с ней соглашаются. Если принять во внимание, что основатель церкви действительно Иван Иванович Нагой, (аргументы сильные - надгробная плита внутри храма с датой смерти 7047 (1539) год), то датой постройки может быть любой год и в 20-е, и в 30-е, и даже в начале 40-х годов XVI столетия.
Вначале храм Благовещения был восьмигранным, имеющим проекцию креста. В 1797 году храм перестраивался, к главной церкви пристроили каменную трапезу, где в левой части был устроен придел в честь преп. Сергия Радонежского. В 1833 году была построена колокольня, в 1851 году в трапезной части устроили и освятили еще один придел - в честь Св. Троицы. Каменная ограда вокруг церкви была построена уже в начале XX века, перед революцией.

Алтарь Благовещения в самой древней части храма имеет три отделения. Разделены они толстыми кирпичными перегородками, и между ними есть проходы. Престол находится в средней части – он кирпичный. Такой престол считают уникальным, очень редко встречающимся (обычно престол делают из дуба). Здесь же у престола выложены из кирпича не только боковые, но и верхняя части.
В правой части алтаря находился жертвенник, тоже в виде обычного стола, только чуть поменьше. Здесь на литургии готовились Святые Дары для причастия, которые затем освящались на престоле.
В левой части была ризница - место, где хранились облачения священника и церковная утварь. В Историко-статистическом описании церквкй и приходов Владимирской епархии ( автор Доброннравов В.Г.) есть указание на предание, что в древности здесь был придел преп. Сергия.









Приход Благовещенский со временем претерпевал изменения. Менялось направление дорог, Стромынский тракт терял свое былое значение. В Москву из Владимира и Суздаля все больше добирались по "Владимирке", она была уже удобнее и короче. В XVIII веке, в начале и середине XIX–го "Стромынка" была еще достаточно оживленной трассой, по ней шел текстиль из Иванова в Москву, через Юрьев и Киржач, но в конце XIX века построенная железнодорожная ветка Иваново-Александров это оживление тракта почти прекращает. Когда-то оживленное место постепенно становится глухоманью. Земли, пожертвованные Нагими в начале XVII века Троице-Сергиевой лавре, стали монастырскими лет на 70.
Троице-Сергиева - лавра один из богатейших и красивейших монастырей России. Монастырский дух оживляет любое захолустье, даже сегодня можно это заметить.
"Малинники" или водопад "Гремячий", там, где источник преп. Сергия меняется на глазах, а ведь туда практически нет дороги, но разве это что-то меняет? Там сегодня стоит деревянная часовня и строится уже второй деревянный храм. 20 лет назад там почти не было людей, а сегодня толпы народа, - едут машины по любой грязи, застревают, люди бросают машины, идут пешком. Будь на Благовещенском погосте лаврское подворье (если бы земли оставались монастырскими - так бы и было) и тогда все сложилось бы иначе, но, к сожалению, этого не случилось.
Земли были отобраны в казну в конце правления Екатерины II.
У монастыря нет неинтересных земель, а у государства есть! И такая "неинтересная" земля становится захолустьем. Участь эта и постигла приход Благовещенский. К концу XIX века приход здесь уже совсем небольшой, состоящий из самого погоста и двух деревень - Тимошкино и Петрищево. На Благовещенском погосте было всего 4 двора. Наверняка, здесь жили только церковники - священник, псаломщик (дьякон не был положен по штату) и, возможно, кто-то из певчих.
Деревня Тимошкино находилась в километре от церкви. Сколько здесь было народу? Прихожан (прихожанами были все) - 256 мужчин и 264 женщины (данные за 1885 год), в это число вошли и дети, и старики. Для сравнения, во Флорищенском приходе в три раза больше!
Павел Громов (его прадед служил в этом храме) рассказывал, что для священника погост был ссыльным местом. Конечно, приход - не каторга, но дерзкий непослушный священник мог быть послан сюда для служения, и это не было поощрением. Приходского дохода для священника здесь было явно недостаточно, приходилось не только служить, но и пахать землю. Для таких случаев у приходов были наделы. У Благовещенского погоста было 57 десятин (1 десятина чуть больше гектара) пахотной земли. Эту землю церковники могли обрабатывать сами или сдавать в аренду крестьянам.
В 1895 на благовещенском погосте служил священник ЕфграфГрандилевский - это был прадед Павла Алексеевича Громова.

Храм сохранился до наших дней, правда состояние оставляет желать лучшего. На ограде табличка с надписью, которая может послужить сегодня предметом горькой иронии "Памятник культуры. Охраняется государством".
Но есть и хорошее – храм под крышей, это значит, его не заливает сверху. Храм с обвалившей крышей начинает разрушаться прямо на глазах, а крыша сохраняет храм и делает возможным последующую реставрацию
Сегодня мало кто знает об этом храме, между прочим — памятнике архитектуры федерального значения. Собор заброшен и находится на грани разрушения. Доехать до него можно только в сухую погоду (что бывает нечасто), малейший же дождь размывает дорогу, и тогда доехать до Тимошкино можно только на тракторе.
Храм был бы совсем забыт, если бы не священник из соседнего села Флорищи, протоиерей Вячеслав Буланов, и его прихожане: 20 лет назад они взяли на себя заботу о храме и о Благовещенском погосте.

Настоятель храма отец Вячеслав
И два раза в год, не пугаясь плохой погоды и бездорожья, в дни памяти преподобного Сергия Радонежского 18 июля и 8 октября они отправляются в Тимошкино и совершают в Благовещенском храме Литургию и крестный ход
«Трансфер» до Тимошкино, как в шуткуназывают его батюшка и прихожане, состоит из трактора и телеги, на которую забираются все желающие поучаствовать в этом событии.

От Флорищ до Тимошкино 5 километров по неровной дороге, телега трясется, а иногда и сильно наклоняется то в одну, то в другую сторону. И тем не менее — из года в год эта телега до отказа заполняется людьми — прихожанами отца Вячеслава, дачниками-москвичами, жителями близлежащего города Кольчугина.
Осенью с погодой везет меньше, приходится много идти пешком.
И все же, из года в год паломничество продолжается.

Есть еще одна традиция — накануне праздника в Тимошкино приезжает группа школьников из близлежащего города Кольчугина: ребята косят траву на территории храма, готовят его к Литургии, потом устраивают посиделки у костра, в которых участвуют и священники из соседних сел, и ночуют здесь в палатках — чтобы утром встречать приехавших на службу людей и вместе молиться преподобному Сергию Радонежскому.


Используемые источники:


florischi.ru
ru.wikipedia.org
Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии/В.Г.Добронравов.
Тихонравов К. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии/К Тихонравов.-М.,1857
Ребров В.И Наши Корни: Очерки по истории Кольчугинского края. /В.И.Ребров.-Кольчугино,1992
Баринова А.." В храм на тракторе"/А.Баринова//Фома.-2017.-№7


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website